Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что представители молодого поколения являются значимой категорией для современного общества, которая во многом определяет дальнейшие пути его развития. От успешности молодёжной политики находится в зависимости социальная и трудовая активность молодёжи, её желание участвовать в решении общественных проблем.
В ходе реализации молодёжной политики на уровне муниципалитета в настоящее время выявляется ряд социальных, экономических, психологических проблем. Так, многие аспекты молодёжной политики (такие, как поддержка молодых семей, поддержка талантливых детей и молодёжи и т.п.) затруднены вследствие недостатка финансирования определённых муниципальных образований. Кроме этого, следует отметить недостаточную социальную активность представителей молодого поколения. Также существенный рост проблем в сфере молодёжной политики произошёл в 2020 – 2021 гг. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции: муниципалитетам пришлось вводить ряд существенных ограничений в планировании и проведении массовых мероприятий, в деятельности различных организаций, что оказало непосредственное воздействие на представителей молодого поколения.
Следует отметить, что в настоящее время политика, несмотря на своё активное развитие всё ещё находится в стадии своего становления. При этом вышеперечисленные кризисы в экономической и социальной жизни препятствуют её успешной реализации. Таким образом, необходим поиск новых возможностей для реализации молодёжной политики в современных условиях.
Актуальность создания Лагеря для студентов РУДН определяется тем, что в современных условиях в данном вузе обучается большое количество одарённой молодёжи. Развитие талантов и способностей молодёжи является важным аспектом современной государственной политики, в соответствии с которой общество нуждается в инициативных, креативных, настроенных на успех участников.
Полнота и качество развития студенческих талантов во многом определяется спецификой их досуговой деятельности. Эта деятельность должна быть направлена не только на отдых и восстановление, но и на создание новых возможностей для развития. Именно в лагере студенты смогут отвлечься от текущих учебных проблем, вступить в активное общение, что ещё больше укрепит коллектив студентов.
В то же время важно отметить, что в настоящее время РУДН – это сложившийся успешный бренд. Организация специализированного лагеря для студентов данного вуза способна существенно укрепить характеристики данного бренда, привлечь в вуз новых представителе талантливой молодёжи.
Важно также отметить, что проект создания лагеря для студентов имеет общественную значимость. На современном этапе развития общества в нём непрерывно происходят многочисленные преобразования, которые связаны главным образом с интенсивным развитием информационных технологий, а также с переменами в социально-политической сфере. Это не могло не затронуть сферу профессионального образования, которая одной из первой реагирует на общественные изменения. В условиях перехода к новой общественной парадигме важное значение имеет деятельность по поддержке одарённых студентов, которые представляют собой одну из основных перспектив общественного развития. Современному обществу необходимы квалифицированные специалисты, а также люди с богатым творческим потенциалом, поэтому необходимо уделять внимание талантливой студенческой молодёжи на различных этапах их профессионального обучения.
Важным компонентом современного образования является предоставление благоприятных условий для развития творческого потенциала, создания условий для реализации студенческих талантов. Это подтверждается результатами психолого-педагогических исследований, согласно которым необходимо создание определённых условий для поддержки одарённой молодёжи. При этом традиционные подходы к образовательной деятельности утрачивают свою актуальность, что вызывает необходимость использования инноваций.
На протяжении длительного времени для профессионального образования была характерна ориентация на так называемого «среднего» студента, результаты образовательной деятельности которого не являлись выдающимися. В то же время большое внимание уделялось «отстающим» студентам. В последние годы стало очевидно, что этого недостаточно. Необходимо значительное внимание уделять и студентам, которые проявляют особый интерес и показывают высокий уровень результатов по определённым видам научной, творческой, спортивной деятельности.
Таким образом, проект создания лагеря для студентов РУДН обладает высокой актуальностью.
Цель проекта:
- восстановление здоровья и развитие творческого потенциала
- приобщение к культурным и образовательным ценностям
- повышение разнообразия жизни и досуга студентов университета, обеспечение их активного отдыха
- предоставление возможности для самореализации студентов.
1. Теоретическая часть
1.1. Характеристики молодёжи как целевой аудитории разрабатываемого проекта
Различные научные направления исследуют понятие «молодёжь», что привело к различия в его трактовках. Рассмотрим некоторые определения рассматриваемого слова, которые непосредственно связаны с проблемой денного исследования.
А. П. Марчевский пишет: «Молодежь – объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества. Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства – это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства» .
Т.А. Родиков отмечает: «Молодежь – это не природное или гормональное состояние, а элемент культуры, социальный институт, поэтому мы можем утверждать, что каждое новое поколение молодёжи – явление, по своему, конкретно-историческое, формирующееся в неповторимых социокультурных условиях» .
Итак, исходя из данных определений, можно заключить, что молодёжь – это социальная группа, состоящая из людей молодого возраста, имеющая собственные психологические, социальные и другие особенности, представляющая интересы определённого возрастного этапа.
В молодёжном возрасте происходит активное развитие самосознания на основе развитой Я-концепции, под которой понимается совокупность ожиданий и оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны, которое начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей.
Помимо настоящего, в сознании представителей молодого поколения значимую роль играет элемент будущего, так как происходит оценка и того как индивид представляет свое бытие и развитие в будущем .
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература для исследования
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: Конституция России ∙ Документы ∙ Президент России (kremlin.ru) (Дата обращения: 02.11.2022)
2. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [Электронный ресурс]. URL: Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ • Президент России (kremlin.ru) (Дата обращения; 12.11.2022)
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ • Президент России (kremlin.ru) (Дата обращения: 18.11.2022)
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03. 04. 2012 г. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2012. – № 7. 27-30 с.
5. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика орг. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / Г. А. Аванесова. – Москва : Аспект Пресс, 2006. – 235 с. – ISBN 5-7567-0424-8
6. Андрюшина, Е.В. Государственная молодежная политика в российском обществе: Этапы, основные направления, показатели результативности / Е.В. Андрюшина // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 67. – С. 269
7. Антонова Л. Н. Поддержка талантливой молодёжи и модернизации региональной системы образования / Л.Н. Антонова // Народное образование. – 2017. – № 8. – С. 26–31.
8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю,В. Василькова. – М.: Академия, 2019. – 205 c.- ISBN 978-5-7695-5034-8
9. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. Том 19, № 4. 2017. - С.184-200
10. Дарбинян, А.А. К вопросу о реализации государственной молодежной политики Российской Федерации / А.А. Дарбинян // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2018. – № 12. – С. 21-24
11. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с.
12. Епифанцева, Д. Д. Инновационное развитие российских предприятий / Д. Д.Епифанцева. —Текст: непосредственный // Молодой ученый. —2019. —No 1 (239). —С. 85-87
13. Инновационный потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://help-stud.ru/ref_innovatsionnii_potentsial.php, свободный(дата обращения: 20.11.2022).
14. Классификация инноваций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knigi.news/menedj/klassifikatsiya-innovatsiy-55934.html, свободный(дата обращения: 20.11.2022).
15. Кокурин Д.И. Экономическая сущность инновационного потенциала // Вестник Череповецкого государственного университета.–2012.-No4.–11с.
16. Маликова И.Н. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи / И.Н. Маликова. – Воронеж: Научно-исследовательские публикации, 2017. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-vyyavleniya-i-dalneyshegosoprovozhdeniya-odaryonnyh-detey-i-molodezhi/viewer (дата обращения 02.01.2022)
17. Марчевский, А.П. Основные тенденции в государственной молодежной политике / А.П. Марчевский // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 1 (28). – С. 281-283.
18. Мачехина О.Н. Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills. Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции). Москва, 2020. С. 193-199
19. Парфиненко, М.А. Молодежная политика в современной России / М.А. Парфиненко // Общество, экономика, управление. – 2018. – № 4. – С. 25-29.
20. Плотников АВ. Специфика проектирования социально-культурных зрелищ / А.В. Плотников // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2021. – С. 130-131.
21. Попова Л.В. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика европейских стран / Л.В. Попова. // Психологическая наука и образование. – 2011. – №4. – URL: https://psyjournals.ru/ (дата обращения 02.11.2022)
22. Родиков, Т.А. Воспитание молодежи. Патриотизм и волонтерство: Монография / Т.А. Родиков. – Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2018. – С. 86
23. Савенков А. И. Психология одаренности и творчества / А. И. Савенков, Л. И. Ларионова // Нестор-История. – 2017. – № 3 – С. 288 - 294.
24. Самыгин С.И. Социальная педагогика для бакалавров: учебник /С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 286 c. – ISBN 978-5-222-27013-4
25. Симонова И.С. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии / И.С. Симонова. – СПб. – 2020. – 288 с. – ISBN 978-5-6044036-9-3
26. Симонова И. Ф. Центр социально-культурного проектирования СБПГИК: опыт взаимодействия теории и практики / И.Ф. Симонова // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 1-1. – С. 501-507
27. Старостин, В.П. Проблемы и перспективы реализации российской молодежной политики / В.П. Старостин // Научные горизонты. – 2019. – № 2 (18). – С. 120-126.
28. Умеркаева С.Ш. Теоретическая модель организации семейного досуга средствами проектной деятельности в условиях культурного центра / Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции рамках Дней науки МГПУ. – 2018. – С. 334-342.
29. Умеркаева С.Ш Проектная деятельность как средство формирования культуры семейного досуга / Умеркаева С.Ш., Фомкин Д.А. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: Материалы научно-практической конференции в рамках Дней науки МГПУ. –2018. – С. 370-377.
30. Ушаков Д.В. Система работы с одаренной молодежью в России и за рубежом / Д.В. Ушаков // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 54 – С. 5-17.